Asterisk - обзор возможностей

Asterisk – это свободно распространяемое программное обеспечение с открытым исходным кодом, предназначенное для организации, управления и работы с ip-телефонией. Рассмотрим основные особенности и возможности данной системы. Сегодня, Asterisk одна из самых быстроразвивающихся систем управления ip-телефонией. Данная система осуществляет работу по множеству протоколов, таких как: SIP, H.323, T.38 (передача факсов) и даже по популярным протоколам: Skype, GoogleTalk и Jabber.

Помимо поддержки широкого спектра протоколов, система Asterisk обладает огромным перечнем возможностей. Основными из них являются:

  • Коммутация. В первую очередь, Asterisk – это гибридная автоматическая телефонная станция (АТС) предназначенная для работы по сети интернет. Система может управлять маршрутами звонков, логическим объединением, разъединением абонентов сети и формированием сложных, в том числе и иерархичных систем связи.
  • Обработка вызовов. Asterisk может использоваться как платформа для создания интегрированных систем (например, с базами данных компании или CRM-подобными системами). В данном случае, компания может сама настроить список необходимых функций и решений, выполняемых на основе вызовов. Как пример, сложная логика переадресации вызовов, «vip»-клиенты, белые и/или черные листы.
  • Мультимедийные технологии. Возможности передачи сигналов по интернет-протоколам позволяют расширить обычные границы телефонной связи. Asterisk позволяет настроить как видео звонки, так и аудио-видео-конференции.
  • Шлюз связи. Конечно же, работа через интернет не всегда возможна, и необходимо иметь возможность совершать и принимать звонки с реальных телефонных сетей и абонентов. Поэтому Asterisk может работать и как шлюз связи между интернет и стандартной телефонией. Используя специальные аппаратные модули Asterisk стирает границы между ip-телефонией и телефонными сетями общего доступа.
  • Работа с электронной почтой. Практически каждый пользователь интернета сегодня имеет свой ящик электронной почты. Поэтому крайне полезной функцией Asterisk’a является возможность практически произвольного взаимодействия с сервисами электронной почты. Как пример, Вы можете настроить пересылку ежедневного отчета о проделанных звонках или статистику по ним на ваш e-mail. Или более сложные уровни взаимодействия и управления системой посредством писем, к примеру автоматического звонка, на определенный номер.
  • Интерактивное меню. Отличный вариант для компании с обширной структурой. Один внешний номер позволяет попасть в необходимый пользователю отдел лишь набрав несколько дополнительных цифр. Тем же способом он может настроить некоторые услуги или выполнить необходимые действия.
  • Запись разговоров. Отличный и зачастую крайне необходимый инструмент мониторинга работы сотрудников и повышения уровня обслуживания клиентов.

Все эти преимущества являются основными для программы. Однако особенностью open-source проектов является возможность их расширения. Поэтому границы использования Asterisk ограниченны только потребностями каждого отдельного предприятия. А гибкость самого Asterisk позволяет интегрировать его в практически любые по сложности системы, от Excel до 1C.

Распространение системы Asterisk осуществляется по лицензии GeneralPublicLicense.

Подводя общий итог, можно смело назвать Asterisk одной из самых выгодных на сегодняшний день систем управления IP телефонией. Сочетая в себе огромный функционал, гибкость настройки, разнообразие протоколов связи и интерфейсов взаимодействия, а также свободную лицензию распространения, Asterisk является лучшим решением для малого и среднего бизнеса.